Посетив Международный Фестиваль Сергея Курёхина впервые, я не осталась разочарованной. Да и сложно, наверное, было ждать разочарования – имя Курёхина давно уже является неким гарантом и определителем
искусства. К сожалению, не получилось охватить всю программу, но то, что удалось посмотреть – впечатлило чуть более, чем полностью.
18 маяГлавной конфеткой первого фестивального дня было, конечно, выступление
Psychic TV во главе с легендарным Дженезисом Пи-Орриджем. Честно могу сказать – не большой знаток его обширного наследия, да и с музыкальной точки зрения не совсем мое. Но упустить шанс увидеть вживую человека, который изобрел музыку и само слово «индастриал», было бы по меньшей мере ужасной глупостью. Как всегда, мы слегка опоздали и вбежали в зал, когда Psychic TV уже были на сцене. Разумеется, о хорошей локации можно было и не мечтать, но мы все-таки умудрились встать сравнительно удобно, сбоку от сцены, и хоть что-то видели. По большому счету, видеть надо было только одного человека, ибо он один правит потоками энергии, витающими, полагаю, на всех его концертах.
читать дальшеПоразительная, гипнотически-монотонная музыка, обволакивающая сознание, и совершенно не дающая задуматься вообще о чем бы то ни было, кроме происходящего на сцене. Вообще, эта магическая текучесть является отличительной чертой олдового индастриала, ибо про музыку Бликсы Баргельда и Skinny Puppy можно сказать совершенно то же самое. По этой причине их бывает скучновато слушать в записи – но вживую это полный космос. И, конечно, сам маэстро Пи-Орридж – легендарная личность, без пафоса и преувеличений. Человек, объявивший начало индустриальной эпохи аж в 76 году - и ее окончание в 81. Музыкант, оставивший поистине бесконечное творческое наследие – более 70 альбомов только за первые 20 лет деятельности. Основатель религиозной организации «Храм Душевной Молодости», на шестом десятке вшивший себе силиконовую грудь согласно философии «Пандрогинности», изобретенной, опять же, собственноручно. Трудно представить себе личность более знаковую и масштабную – не только в индустриальной музыке, а вообще в современном искусстве.
Не могу даже примерно выразить своих эмоций, ибо сила чистого искусства отключает мозг, и после сеанса массового гипноза, каковым явился концерт Psychic TV, очень сложно собрать свое сознание и вернуть его в привычный режим функционирования. Могу лишь порадоваться, что мое сознание и бренное тельце были в состоянии воспринять эти потоки энергии – ибо Пи-Орридж относится к той категории музыкантов, которые за последние 30-40 лет совершив пару переворотов в искусстве, сейчас находятся в том положении и возрасте, когда их визит в Россию есть величайшая удача, и неизвестно, приедут ли они еще когда-нибудь.
Таким образом, обронив мозги и причастившись космоса, мы, медленно выдыхая, осознали себя на фестивале SKIF. Перекурив после Psychic TV и немного придя в себя, мы решили осмотреть территорию – раз уж оказались в Центре впервые.
Надо сказать, что это в высшей степени приятное место с невероятно душевной атмосферой, весьма либеральными правилами и чудесной разношерстной публикой. Я немного пожалела, что не была там раньше – но с другой стороны, теперь есть куда стремиться)
Из минусов отмечу отсутствие гардероба, ибо таскаться вечер и пол-ночи с барахлом в руках как-то не айс. Впрочем, это не сильно мешает. Из плюсов – два этажа с разной программой и организацией, умеренные очереди за пивом, наличие весьма приличной еды в баре, и почти везде можно курить))
Итак, мы побродили по Центру, обнаружив среди прочего, Чайную, качели и психоделические рисунки в туалете, купили пива и вернулись в зал, где на сцену как раз выходили братья-поляки из группы Napszyklat. Как мы выяснили, отслушав их сет целиком, играют они увесистую и плотную электронику, периодически скатывающуюся то в нойз, то в хип-хоп. Дополнена эта прелесть текстами на польском языке ^^ И видеоряды, они достойны отдельного упоминания. Видимо, это условие и/или особенность SKIFа, ибо визуальное сопровождение было у всех коллективов, которые мы слушали в зале. Не знаю, свое оно у них или от местных умельцев – но думаю, что свое. Ибо очень уж явно творившееся на сцене и экране представлялось единым целым. Производит впечатление, надо сказать. И гораздо большее, чем хороший свет (которого в Центре нет от слова совсем))
Вобщем, братья-поляки молодцы, круто играют. А мы, порадовавшись, отправились с разведкой на второй этаж. В фойе на экранах показывали неизвестный нам фантастический фильм, производства советского и годов 70-х примерно. Там мы и залипли еще примерно на час, а после отчалили. И тут я отмечу еще один безусловный плюс – расположение Центра, в 20 минутах пешего ходу от нашего дома. Весьма, весьма одобряем))
19 мая
Второй день прошел для нас в режиме умеренности и неторопливости. Очахнув и собравшись с мыслями, мы прибыли в Центр ближе к полуночи. Это было не очень верным решением, ибо мы практически пропустили выступление фееричного британского коллектива Chrome Hoof. Играют подданные ее величества совершенно гремучую смесь из диско, дум-метала, фанка, электроники и я уж не знаю чего еще, это надо слышать) И их невероятные блестящие костюмы – это надо видеть) Увы, мы попали на самый конец сета, о чем впоследствии очень жалели.
Побоявшись пропустить что-нибудь еще, мы по-быстрому закупили пива и вернулись в зал, где следующим номером выступали голландцы The Kilimanjaro Dark Jazz Ensemble. Вот эти товарищи навели изрядного хаоса в наших мозгах. Пресс-релиз гласит, что они «придумывают музыку к несуществующим психоделическим анимационным фильмам Яна Шванкмайера и Братьев Куэй, картинам Фридриха Мурнау, Фрица Ланга и Дэвида Линча», и надо сказать, что этот перечень культовых имен вполне определяет музыку группы. Тягучее, плотное звучание, сочетание электроники и живых инструментов, черно-белые видеоряды, отсылающие к упомянутому Мурнау, - все это создает поразительно цельную и убедительную картину. К музыке же я опять могу применить эпитет «гипнотическая», ибо это звуковое полотно, состоящее из немного искаженных клавиш и гитар, разнообразнейших шумов и шорохов, дополненное то истеричной, то заунывной скрипкой и минималистичным вокалом, весьма интересно вплетенным в общую канву, - производит неизгладимое впечатление, настолько сильное, что, будучи под конец сета уже не в состоянии выносить силу чистейшего искусства, мы все равно не могли встать и выйти из зала.
Таким образом, после сета невменяемых голландцев, мы, с вынесенными напрочь мозгами, отправились искать покоя и отдыха на второй этаж. Завернув в чайную, мы обнаружили, что на экранах происходит «Ночь немецкого кинематографа» 20-30-х годов. Окей, подумали мы, то, что надо, - и упали в пуфики со своим чаем. Практически сразу начался фильм опять-таки Фридриха Мурнау «Последний человек», и мы благостно залипли на ужасающе драматическом повествовании о судьбе старого швейцара, уволенного и посему переживающего глубочайший психологический кризис. Мастерская работа, конечно. Сильная, напряженная, поглощающая 100 процентов внимания зрителя, вызывающая даже некоторую панику глубиной эмоций персонажа, и ужас от ожидания развязки. Браво.
Этим торжеством классики немого кино мы завершили второй день фестиваля, и в целом. Ибо на третий день в Центре были запланированы кинопоказы – но на них мы уже не пошли, обессиленные чистым искусством в таком непривычном для нас количестве)
В целом, могу сказать, что SKIF – интереснейшее мероприятие, в обязательном порядке рекомендованное к посещению всем, для кого слова «музыка» и «искусство» - чуть больше, чем просто слова.Фото Psychic TV
ЗДЕСЬ