Король и Шут. Прощание.02.12.13О таких концертах не хочется писать. О них тяжело писать. Их хочется забыть, как страшный сон. Хочется не помнить, никогда не помнить о том, как ты своими глазами наблюдал завершение эпохи. Как ты своими руками закрыл последнюю страницу книги, которую читал пятнадцать, пятнадцать! долгих лет жизни.
Почти все города нашей необъятной родины уже попрощались – и вот настал черед Санкт-Петербурга. 1 и 2 декабря – не намеренный выбор, скорее всего. Но весьма символичный. Первые дни зимы, и последние концерты группы
Король и Шут. Выбор концертной площадки символичен, опять-таки, не для всех. Но для тех, кто помнит 1999 год – вероятно, первый крупный концерт группы в Питере – определенно. И я прошу прощения у тех, кто хотел увидеть официальный отчет о качестве звука и количестве приглашенных артистов. Хорошо это или плохо, но я не могу писать отвлеченно о прощальном концерте группы, которой отдала чуть более половины своей жизни.
читать дальшеНесмотря на то, что мы посетили только второй из двух дней прощания, этот второй день был, думаю, столь же показателен, сколь и первый. Огромное количество людей, полный Юбилейный, флаги, фаера, песни уже на выходе из метро – все как всегда… почти. Ощущение нереальности уже на входе в зал – разложенные флаеры и афиши с фотографией, которую вы все видели, и надписью «Король и Шут. Прощание». Простые слова, но от того еще более убийственные. В зале – все те же лица. На сцене – все те же музыканты. И один неприкаянный, пустой микрофон. Концерт начинается с минуты молчания, на заднике – черно-белый портрет.
Трек-лист, как ирония – почти идеален, восхитителен, и хотелось бы придраться, да не к чему. Третьей песней, задавая тон всему мероприятию – Отражение. Поет Леша Горшенев, невероятный на месте брата, печальный и строгий, сходство голосов – ударом по голым нервам, до слез. Минимальный конферанс - Яша; видно, что не привык, заговаривается, представляя гостей. Илья Черт, Пух, Каспер, Князь, Маша Нефедова – бодрится весь концерт, но под конец плачет на Мертвом Анархисте… И совершенно неожиданная для меня Невеста палача. Любимая песня моего детства и юности, ни одну песню я не мечтала услышать так, как ее. И вот – услышала. Только пел ее совсем не тот человек, который должен был бы. Ирония судьбы, злая ирония… И почти сразу – Похороны панка, теперь это уже символ, олицетворяющий все произошедшее. Народ в зале пляшет, как в последний раз, стоящая неподалеку девушка плачет, и я плачу вместе с ней под Медведя, под Воспоминания о былой любви, под Камнем по голове… Невозможно поверить в то, что мы слышим эти песни в последний раз. На сцену снова выходит Андрей Князев, и ощущение нереальности происходящего усиливается. Подсознательно жду, что вот, сейчас, в припеве он вступит – но нет, о чем это я, разве он может вступить, его больше нет. Есть ужас, скорбь, неверие и рвущая душу тоска от того, что вот сейчас это почти, почти Король и Шут – ведь Кукла колдуна, и Прыгну со скалы, и Ром… Внезапно накрывает со страшной силой. Непреодолимое желание уйти, не быть больше на этом отчаянном прощании со сказкой… Никуда я, разумеется, не ухожу. Никто не уходит. Мы пьем эту чашу до дна, сколь бы горькой она не была. И вот он – центральный момент. «Дамы и господа, а теперь главный артист сегодняшнего вечера. Михаил Горшенев». Музыканты уходят со сцены, и звучит финальный номер TODDа – На краю. Поразительно, как меняются в восприятии песни после смерти их исполнителя. Не хотела бы я этого знать. Завершением концерта – Северный флот, мостик в будущее для музыкантов группы, Мертвый Анархист, не нуждающийся в комментариях, и «песня, с которой начался Король и Шут» - Лесник.
И должно быть, по законам жанра, какое-то резюме этому унылому спичу – но оно было бы еще более унылым. Есть вариант отделаться общими фразами вроде «так была поставлена точка» и «книга закрылась», но и он неуместен. Наверное, это трусость. Боязнь написать – и этим подтвердить самой себе. Хотя подтверждать нечего. Точка действительно поставлена – пусть и не такая, как нам хотелось бы. И книга, в самом деле, закрылась – гораздо раньше, чем нам хотелось бы… Вот так и заканчивается детство. Так уходят эпохи.
Спасибо за сказку.Фото
ЗДЕСЬ